Новости

Владимир Лебедев: Для меня жизнь мамы – настоящий подвиг!

13/05/2015

Лебедева Депутат Совета депутатов муниципального округа Чертаново Северное Владимир Лебедев присоединился к акции «Бессмертный полк». Он передал в МФЦ района сведения о своей матери – участнице Великой Отечественной войны Полине Митрофановне Лебедевой. Войну его мать встретила семнадцатилетней девушкой. Она мечтала пойти на фронт, чтобы вместе со всей страной защищать Родину от фашистских захватчиков и сразу же записалась добровольцем на фронт.
Мы попросили Владимира Ивановича рассказать о судьбе своей матери, которой сегодня уже более 90 лет. И мы заметили, что он говорит о ней с особым трепетом и гордостью…

 — Владимир Иванович, когда речь идет о военном времени, понятно, почему мужчины стремились на фронт. Но Ваша мама была молодой девушкой, откуда у нее появилось такое желание – воевать?
Время такое было, поступить иначе считалось делом недостойным. Это сейчас, в мирное время, мы встречаемся с тем, что молодежь «косит» от армии. А в то время патриотизм был на подъеме. Вспомним, как молодежь рвалась на строительство Комсомольска-на-Амуре, возведение Днепрогэса, строительство предприятий на территории нашей страны. И, естественно, вероломное нападение фашистских захватчиков было воспринято, как посягательство на самое святое – Родину. По крайней мере, моя мама сразу же записалась добровольцем.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее.
Маму призвали в ноябре 1941 года. Призывной пункт был расположен в здании средней школы № 16. Кстати, в 1967 году я окончил эту школу. Вот такие переплетения судеб. Вместе с другими девчонками московского региона она оказалась в поезде, который был отправлен в уже блокадный Ленинград. По рассказам мамы, их эшелон бомбила немецкая авиация. Уже в пути несколько девушек погибли и получили ранения. Далее путь к Ленинграду проходил по «Дороге жизни», через Ладожское озеро. Она рассказывает, что неприятности начались уже на подъезде к Ладожскому озеру, по которому, как известно, позже проходила «Дорога жизни».
 — Что она делала в Ленинграде?
Прибывших девчонок в блокадный Ленинград распределили по воинским подразделениям. Мама служила наводчиком батареи 194-го зенитного артиллерийского полка. Расположена она была на Васильевском острове. Одно из орудий батареи находилось рядом с памятником Петру Первому. И когда в кинохронике мелькают кадры зенитного орудия у «Медного всадника», мама с гордостью говорит, что это орудие ее батареи. Из-за постоянных налетов фашистской авиации, усталости личного состава и его малочисленности мать, еще не принявшая присягу, была поставлена дежурить на боевой пост. В связи с тяжелой ситуацией на фронте, обучение молодых бойцов проходило непосредственно в боевой обстановке. Приходилось всему учиться на месте.
 — И что же Полину Митрофановну ждало дальше?
Дальше приняла присягу. У нее было хорошее зрение, она цель видела с дальнего расстояния, поэтому ее определили служить наводчицей на приборе управления зенитно-артиллерийским огнем.
Она с улыбкой вспоминала, как в феврале 1942 года она стояла на посту, а мимо нее шел командир батареи. Тут она уже действовала по всем правилам. Сказала: «Стой, кто идет?». Но командир не отреагировал на ее вопрос. Спросила снова – он не останавливается. Она говорит, что подняла винтовку и сказала: «Стой, стрелять буду!». В общем, чуть не убила его! Только после этого командир остановился. А на другой день на построении он вынес ей благодарность за проявленную бдительность. Вот такие времена.
Да, командиры учили женщин поступать строго по законам военного времени. Наверное, это правильно…
Конечно, служба у нее состояла не только из дежурств на посту. Немцы тогда совершали налеты на город и днем, и ночью. Мама рассказывала, что от орудия нельзя было отойти ни на минуту. Ведь их главной задачей было, как можно раньше засечь самолет противника и передать его координаты. Конечно, чтобы увидеть самолет ночью или днем, когда солнце находится в самом зените, нужна была особая внимательность и собранность.
Причем по рассказам мамы, немецкие летчики тоже были начеку. Они высматривали зенитные батареи, старались их подавить. Иногда их бомбы достигали своей цели. Несколько девушек, которые были у орудий, погибли.
— Вашей маме, конечно же, повезло, она вернулась с фронта живой.
Наверное, есть в этом доля везения. Но время, которое было проведено на Ленинградском фронте, тоже не прошло бесследно. Из-за постоянного грохота орудий она частично потеряла слух. С возрастом стали всплывать и другие болезни, связанные с участием в Великой Отечественной войне.
— А было ли в военной истории Полины Митрофановны случаи, которыми она по-настоящему гордится?
Конечно! Она была награждена медалью «За боевые заслуги». Один раз она точно засекла вражеский самолет, и их батарея его подбила. За этот успешный бой и получила эту награду из рук маршала Говорова. Еще в блокадном Ленинграде мама стала членом КПСС. Она этим очень гордится. Ведь призыв «Коммунисты, вперед» обязывал ко многому.

 

Продолжение интервью читайте в ближайшее время.

Выбор редактора