Наверное, трудно найти людей, преданных своей малой родине больше, чем москвичи. С младых ногтей, первых неуверенных шагов каждый из нас искренне предан и несомненно влюблен в столицу.
У каждого горожанина она своя. Мы любим ее за зелень парков и скверов, за знакомые с детства улочки и, конечно, за московские дворы с их особой неповторимой атмосферой и уютом. Это наш общий дом, которым мы гордимся и которым дорожим. Наша столица — это целый мир, в котором живем мы, наши родители, дети, наши друзья.
Какой москвичи хотят видеть столицу? Современной, динамичной и в то же время не утратившей неповторимое обаяние старины. Чтобы здесь можно было не только успешно работать, но и отдыхать, гулять, чувствовать себя комфортно.
Два года назад Москва получила новый импульс к движению вперед. Небывалыми темпами стали строиться новые дороги, расширяться уже существующие трассы. Были благоустроены сотни дворов, в них как будто вдохнули новую жизнь, преобразились парки и скверы.
Многие городские проекты находятся в завершающей стадии, другие только набирают обороты. Насколько суждено сбыться многочисленным планам столичного правительства, зависит от каждого из нас. Ну а пока время подвести итоги уже проделанной работы.
Расти, Москва
Правительство Москвы считает одной из основных задач повышение социального благополучия москвичей. Прирост среднемесячной зарплаты за январь–ноябрь 2012 г. составил 11,6%. Кроме того, в городе в прошлом году создано 37,5 тыс. новых рабочих мест на производстве, а на реализацию активных программ содействия занятости выделено 503,73 млн. рублей.
За последние 10 лет рождаемость в Москве увеличилась в полтора раза — до 125 тыс. малышей в 2011 г. — и впервые с 1988 г. превысила смертность. В 2012 г. было зарегистрировано 134 498 рождений, в том числе 2588 на территории Новой Москвы. При этом продолжительность жизни в Москве составляет 75 лет.
Учитывая рост рождаемости, Москва наращивает темпы строительства детских дошкольных учреждений: если в 2011 г. построили 30 детских садов, то в 2012 г. были открыты более 70 ДОУ, целью же является показатель 100 детских садов в год. На данный момент власти Москвы решили проблему с нехваткой мест почти во всех ДОУ столицы (за исключением присоединенных территорий).
Где отдохнуть
и заняться
спортом
В 2011 г. в Москве начали активно благоустраивать и приводить в порядок подъезды и дворы. В прошлом году в московских дворах были обустроены более 114 тыс. парковочных мест, около 350 межквартальных детских игровых городков, около 700 новых детских игровых площадок и около 50 спортивных. В 2010 г. финансирование парков культуры и отдыха столицы составляло 600 млн. рублей, в 2012 г. — 6,5 миллиарда (объем финансирования вырос в 10,5 раза).
Кроме того, приводятся в порядок московские парки, которые должны служить москвичам местами активного отдыха и досуга, и за пять лет стать самыми лучшими. В целом посещаемость парков Москвы выросла на 30%, а в 14 из них действует бесплатный Интернет. Примером является главный парк столицы — ЦПКиО им. Горького, который, после запустения в 1990-е, преобразился на глазах, превратившись за год в популярное место отдыха горожан разного возраста.
Для удобства
водителей
и пешеходов
Для городских властей одной из приоритетных задач стали борьба с пробками и развитие общественного транспорта. Так, в 2011 г. на самых проблемных вылетных магистралях столицы появились первые спецполосы для движения общественного транспорта. Вместо стихийной парковки вдоль дорог создается современное парковочное пространство — 1 ноября 2012 г. был запущен пилотный проект по введению платной парковки на 21 улице в центре города, а 1 июня с. г. зона платной парковки распространилась на все Бульварное кольцо.
Власти также решили навести порядок и в работе такси: с 15 июня 2011 г. в столице началась выдача разрешений на осуществление таксомоторной деятельности. Кроме того, в городе стали создавать бесплатные стоянки для легальных такси, а с 1 июля 2013 г. все городские такси обяжут иметь желтую цветовую гамму кузова.
В то же время общественный транспорт делают более комфортабельным: около 60% автобусов Мосгортранса заменили на низкопольные, до конца 2014 г. полностью обновят автобусный парк и заменят на новые 70% троллейбусов, а этим летом жители смогут воспользоваться услугами новых оранжевых трамваев. При этом с февраля в городе начали вводить новое билетное меню для проезда в общественном транспорте, которое нацелено на облегчение жизни пассажиров, — в столице появился единый проездной билет на метро и общественный транспорт на разное число поездок, электронный кошелек
«Тройка», билет «90 минут» и проездной для туристов. Не осталась без внимания и работа маршрутных такси — к 2014 г. город откажется от большинства маршруток для перевозки пассажиров. Их планируется заменить комфортными и безопасными автобусами большей вместимости.
Еще одним нововведением стало развитие велоинфраструктуры: создаются сеть велодорожек (минимум 72,8 км), парковки для велосипедов (около 17 тыс. мест), а с 1 июня 2013 г. заработали первые городские велопрокаты. С прошлого года в столице также начали появляться пешеходные зоны, которые, по планам властей, станут не просто местом для прогулки москвичей, но и площадками для проведения городских праздников. К концу текущего года в столице будет создано более 60 км пешеходных зон.
В последнее время осуществляются масштабные работы по обновлению и строительству транспортной инфраструктуры. Так, в ближайшие три года власти Москвы собираются реконструировать 12 вылетных магистралей, а за пять лет — все 19 вылетных магистралей столицы. В городе также продолжается активное строительство метро. В 2012 г. были введены в эксплуатацию 8,5 км линий метрополитена с тремя новыми станциями —
«Новокосино», «Алма-Атинская» и «Пятницкое шоссе». Согласно планам столичных властей в 2020 г. протяженность линий метро будет составлять 466 км, из них 161 км — новые. Всего будет насчитываться 263 станции, из них 78 — новые.
В конце 2012 г. была также инициирована программа по строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), основная задача которых — позволить пассажирам в более комфортных условиях менять один вид общественного транспорта на другой. Всего до 2020 г. планируется обустроить в капитальном и плоскостном исполнении 255 ТПУ у действующих и строящихся станций метро и железнодорожных платформ.
Ближе к народу
Кадровый состав Правительства Москвы за последнее время почти полностью (на 98%) обновился, сменилась также половина руководителей органов исполнительной власти города, зато в мэрии на Тверской появилось много новых чиновников из федеральных структур. Значительное кадровое обновление отчасти связано с коррупционной составляющей и ее профилактикой. Решена задача оптимизации системы управления городом — упразднены или объединены ряд департаментов и комитетов с дублирующимися функциями.
Московские власти выступили с инициативой существенно расширить полномочия муниципальных депутатов, чтобы они могли оказывать реальную помощь жителям в решении конкретных вопросов. В июле 2012 г. Мосгордума приняла закон о передаче органам местного самоуправления Москвы дополнительных полномочий по согласованию вопросов развития районов и выражению недоверия главам управ. Местные депутаты также получили право согласовывать работы в сфере благоустройства, эксплуатации и содержания жилищного фонда, размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов, а также перевода жилых помещений в многоквартирных домах в статус нежилых. Власти заверили, что полномочия депутатов местного самоуправления продолжат расширяться.
Торговля,
а не базар
Наведение порядка в мелкорозничной торговле стало еще одним проектом московского правительства, направленным на решение проблемы засилья разношерстных и сомнительных в санитарном плане ларьков возле станций метро. Москомархитектура разработала новый дизайн палаток, которые впишутся в архитектуру города. Старые ларьки демонтируют, а новые размещают по специальной схеме. В 2012 г. был составлен перечень из 2593 торговых объектов, подлежащих выводу, однако по 307 объектам возникли вопросы, и решения принимались в отдельном порядке. В список вошли, в том числе, автомойки, АЗС, автосервисы и туалеты. В итоге количество торговых палаток в Москве сократилось к концу минувшего года с 14 тыс. до 400. От хаотичной ларечной торговли были освобождены многие остановки общественного транспорта, станции метрополитена, привокзальные площади, парки. Соблюдение специализации новых объектов строго контролируется властями.
Удаленный
доступ
В последнее время существенно наладилась обратная связь чиновников с москвичами. В 2011 г. начал работу Портал
«Наш город», на который жители могут направлять свои жалобы и предложения, касающиеся разных сторон городской жизни, например, благоустройства конкретного двора. Успешно функционируют порталы «Дороги Москвы», посвященный состоянию московских магистралей, и «Дома Москвы». А чтобы чиновники из управ не писали себе «липовых» благодарностей, за выполнением просьб горожан будут следить камеры видеонаблюдения. Кроме того, столичный Департамент информационных технологий запускает полезные мобильные сервисы для горожан, такие как электронная запись в детские сады и школы, а также поиск мест на парковке.