Новости

С ЮБИЛЕЕМ, ОГНЕБОРЦЫ!

12/04/2014

Пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. Вплоть до XV века пожар считался большим, если огнем уничтожалось несколько тысяч дворов. Если сгорало 100–200 домов, то о таком пожаре не говорили. При пожаре никто не принимал мер по его тушению — спасали только детей, имущество.

По мере развития и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение. В частности, вводилась ответственность за поджоги, небрежное обращение с огнем. Так, сборник правовых норм «Русская Правда» (XI века) устанавливал, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливал меру наказания за поджог: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни».
Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из него следовало, что главной причиной большинства пожаров была полная беспечность населения при использовании огня. В начале XVI века по указу Ивана III в Москве создается пожарно-сторожевая охрана. Службу здесь возглавляли решеточные приказчики. В помощь к ним от каждых 10 дворов выделялся один горожанин. Службу решеточных приказчиков контролировали должностные лица из дворян.
Преобразование пожарной охраны на Руси начинается с середины XVI века. Действовавшие до этого времени указы и распоряжения носили в основном запретительный характер. В 1547 г. эти меры дополнил указ Ивана Грозного, обязывавший жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это был, безусловно, прогрессивный указ, так как население могло оперативно ликвидировать небольшое загорание своими силами. С учреждением в 1550 г. стрелецкого приказа на пожары в Москве стали посылаться стрельцы. Это, конечно, был значительный шаг вперед, имевший ряд положительных моментов. Во-первых, это была военная организация, которую отличала определенная дис­циплина, подчинение командиру, привычка к совместным действиям. Во-вторых, основу вооружения стрельцов составляли бердыши, топоры, то есть те инструменты, которые могли использоваться при разборке горящих строений. В-третьих, они дислоцировались в постоянных местах (в Москве было несколько стрелецких слобод). Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские подразделения.
Датой рождения российской пожарной охраны можно считать апрель 1649 г. — тогда был издан «Наказ о градском благочинии». Этот документ, по сути, стал первым законодательным актом, где излагались требования к пожарной службе.
Переход пожарной охраны на профессиональную основу завершился в начале XIX века: в Санкт-Петербурге — в 1803 г., в Москве — в 1804 г., в целом по стране — несколько позже.
С середины XIX века быстрыми темпами развивается техника для тушения пожаров. В 1863 г. начал действовать завод по выпуску противопожарного оборудования.
Развитие промышленности и науки в сочетании с осознанием важности вопросов надежности в области пожарной безопасности привело к тому, что в 20-х гг. XX века конно-бочечные обозы начали заменять пожарными автомобилями. Для сообщения о пожаре кроме постовых, которые стояли на пожарной вышке или каланче и высматривали очаги возгорания, стали использоваться телеграф и телефон.
В 1934 г. в составе НКВД СССР было организовано Главное управление пожарной охраны.
С 1966 г. руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР. На пожарную охрану МВД возлагалась задача по профилактике пожаров и их тушению.
В 2001 г. Государственная противопожарная служба была передана из МВД России в состав МЧС России.

Управление по ЮАО
ГУ МЧС России
по городу Москве

Выбор редактора