Школа для Анатолия Пасхалова уже давно не второй дом, а первый. Он пришел сюда в далеком 1972-м, здесь и провел большую часть своей жизни. Примечательно, что русский язык мальчика Толю никогда не интересовал. Он грезил машинами. В 13 лет стал участником клуба юных автолюбителей, а в 14 поступил в автомеханический техникум. После его окончания юноша пошел работать на завод по специализации электрооборудование автомобилей. А уже оттуда в армию. Там-то и произошел поворотный момент в судьбе Анатолия Пасхалова.
«Так как у нас из 1200 человек только двое было с техническим образованием, меня, естественно, отправили командиром танка. Я как узнал, на коленях стал ползать! Не хотел я никогда командиром быть. Еле вымолил. Сделали меня механиком-водителем. Так я три года и гонял на танке по Германии. О такой службе только мечтать можно было! Но дела даже не в танке. Была у нас в части библиотека, хорошая очень. Так я её всю прочел, что-то в голове повернулось, понял, что на завод не вернусь», — вспоминает Анатолий Павлович.
На завод он все-таки вернулся, но уже через полтора года пошел поступать в МГУ на отделение журналистики. И всем парень понравился, но не взяли – публикаций в газете нет. Отправили в Московский государственный педагогический институт им. Ленина. Там Анатолий тоже произвел фурор. Три экзамена сдал на «отлично», но подвел Антон Павлович Чехов. Поставили по литературе четверку и в списках студентов его не оказалось. Ему бы тогда узнать, что списки эти на дневное отделение, а не на вечернее. Молодой человек пришел пытать счастья через год и, конечно, поступил.
«Два года я отучился на вечернем и тут нам говорят – пора вам всем по специальности работать. И отправили сюда, в гимназию №1534. Тогда это была просто средняя школа №21. И дали мне малышей – 4 класс. А я как их увидел, поработал с ними месяц и все, меня от них уже было не оторвать! И армейская подготовка у нас была, и лучшими пионерами они у меня становились, и сценки театральные ставили, ну и, конечно, языку учил. Короче говоря, это была любовь с первого взгляда. Ребятам моим первым уже за 50 лет, а мы до сих пор встречаемся каждый второй вторник февраля», — отмечает Анатолий Пасхалов.
Правда, любимая работа приносила и много трудностей. На заводе, как инженер, парень получал 280 рублей. А учителю было положено только 140. Вся его семья из четырех человек жила в маленькой комнате в 17 метров.
«Друзья посоветовали обратиться в военкомат, чтобы меня завербовали как вольного слушателя. Я попал в Октябрьский район. И так мне там обрадовались! Говорят, нет у нас словесников, ты просто находка для нас! И уже через несколько месяцев направили в Германию, в городок Мерзенбург. Нас пугали, говорили, дышать не дадут. А как в Германию въехали, дали нам документы и, говорят, езжайте! Идите на вокзал, берите билет до пункта назначения и отправляйтесь. Мне повезло, в ту же школу учительница еще одна ехала, она лучше меня немецкий язык знала. Так с вокзала и началась наша свобода»,- рассказывает Анатолий Павлович.
О тех временах он вспоминает только с улыбкой. Школа, где работал, располагалась в воинской части. А вот жил Анатолий в городе среди немцев.
«Чувствовал себя там совершенно своим. Никаких притеснений. В классах немецких было не больше 15 человек. Чтобы проверить домашнее задание хватало и 15 минут, а остальное время посвящал саморазвитию», — уточняет педагог.
За 4 года проживания в Мерзенбурге Анатолий Пасхалов разработал свою систему тестов по всем темам и для всех классов. Тогда коллеги сказали, что работа эта могла стать кандидатской диссертацией. В эти слова мужчина поверил только, когда появилось ЕГЭ. В 95-м он стал заслуженным учителем.
«Я понял, что я себя нашел. Учителем работаю уже 45 лет и мне до сих пор с детьми интересно. Тем более, все они разные. Поколения разные. Но какими бы новые школьники не были, общий язык могу найти примерно за две недели. Знаете, в чем мой секрет? Я не боюсь в их присутствии смеяться над собой. Я, например, узнал, что мой предок был 101-м римским папой и о нем говорили, что он был плут, злодей и распутник. Детям рассказываю, и они смеются вместе со мной. Мне еще на заре карьеры методист сказала, что я неправильно себя с учениками веду. Что я общаюсь с ними как друг, а должен как наставник старший. Но я с этим не согласен», — подчеркивает Анатолий Павлович.
В 2004 году случилась у Анатолия Пасхалова неприятность – сгорела машина, которую купил всего полгода назад, чтобы на дачу ездить. Звонят ученики, зовут на встречу, а настроения у учителя никакого нет. Но прийти все же согласился.
«Пришли мы в кафе и тут мои выпускники дарят мне машинку игрушечную и ключи. Я говорю: «Ключи слишком большие для машинки такой». А они мне – «Анатолий Павлович, вы не поняли разве? Мы Вам машину подарили, настоящую!». Я долго поверить не мог, а они мне ?семерку? купили. Кому говорю, никто до сих пор не верит. Но вот такие они, мои выпускники», — не без гордости добавляет Анатолий Павлович.
За 45 лет учительского стажа он выпустил уже 8 классов. Обучил больше 3 тысяч человек. Но глядя на него, понимаешь, задора у этого учителя от Бога хватит еще как минимум на 30 лет.
Марина Карахончева
Метки: город в лицах, Москва, ЮАО