Московская городская Дума разработает законодательные методы борьбы с опасным вождением на машинах каршеринга, а также с ездой в пьяном состоянии на машинах сервиса. Об этом в беседе с журналистами Агентства городских новостей «Москва» сообщил председатель комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, комментируя итоги круглого стола, посвященного проблемам безопасности каршеринга, который прошел 20 октября на ВДНХ.
«Московская городская Дума совместно с ГИБДД, профильными департаментами, Общественными палатами РФ и Москвы, а также каршеринговыми компаниями разработает законодательные методы борьбы с опасной и пьяной ездой, а также фальшивыми аккаунтами в системе краткосрочной аренды автомобилей. <…> Все эти проблемы мы обсудили на сегодняшнем круглом столе. Мы планируем обобщить поступившие предложения и встретиться тем же составом, чтобы обсудить уже конкретные технологические и законотворческие решения», – сказал Кирилл Щитов.
Он отметил, что Москва лидирует в мире и по числу машин каршеринга, по количеству активных пользователей, и по загрузке каждого автомобиля.
«По данным агентства «Автостат» на конец 2019 года, в автопарке Москвы насчитывалось более 30 тыс. автомобилей каршеринга. Ранее в общемировом масштабе в этом вопросе лидировала столица Японии — Токио: там насчитывалось чуть более 20 тыс. автомобилей. За 5 лет, которые прошли с момента запуска сервиса, москвичи и гости столицы воспользовались краткосрочным прокатом более 110 млн раз. На один автомобиль каршеринга ежедневно приходится в среднем 6,5 поездок. Естественно в связи с ростом популярности каршеринга, вопросы его безопасности становятся все острее», – пояснил парламентарий.
Депутат Мосгордумы подчеркнул, что за 9 месяцев 2020 года инспекторы ГИБДД выявили более 61 тыс. нарушений, совершенных водителями каршеринговых авто без учета штрафов с камер фотовидеофиксации.
«Произошло 283 ДТП с участием автомобилей каршеринга, 8 человек погибло, 337 раненых. Одной из причин аварийности является большое количество фальшивых аккаунтов каршеринга, оформленных на случайных людей, которые продаются в даркнете. Из-за липовых учетных записей за рулем арендованного автомобиля может оказаться кто, угодно: человек, не имеющий водительского удостоверения, лишенный его из-за нарушений ПДД, несовершеннолетний. За 3 квартала 2020 года в Москве произошло 15 ДТП с участием таких водителей», – сказал Кирилл Щитов.
Он также добавил, что другая причина нарушений состоит в поминутной тарификации, провоцирующей водителя на превышение скорости и опасные маневры.
«По данным ГИБДД, преобладающими видами ДТП с участием автомобилей каршеринг в 2020 году стали: столкновения транспортных средств (154 случая с начала года), наезды на пешеходов (69 случаев), наезды на препятствия (32 случая). Вместе с тем, 32 из 344 произошедших в Москве наездов транспортных средств на препятствия (или каждое десятое такое ДТП), произошло с участием каршеринга, что свидетельствует о неаккуратной манере вождения, грубых нарушениях ПДД РФ и пренебрежительном отношении к транспортным средствам водителей, арендующих транспортные средства на краткосрочной основе», – пояснил парламентарий.
Как заметил Кирилл Щитов, постоянная смена автомобилей и отсутствие регулярного водительского опыта снижает среднюю квалификацию водителя каршеринга до опасного уровня.
«Это усугубляется тем, что ради увеличения клиентской базы один из крупных операторов недавно убрал все ограничения, связанные со стажем вождения и возрастом. То есть за руль легально допускаются водители без какого-либо опыта, фактически ученики. По данным ГИБДД, в основном участниками ДТП с участием машин каршеринга, становились мужчины в возрасте от 18 до 30 лет со стажем управления до пяти лет. В 50 ДТП (17,6 % случаев) стаж водителей транспортных средств каршеринга не превышал и 2-х лет», – подчеркнул Кирилл Щитов.
Он отметил, что динамика случаев пьяной езды также вызывает опасения.
«По статистике, предоставленной ГИБДД, с начала 2020 года каждое 10-е «пьяное» ДТП происходило с участием нетрезвого водителя автомобиля каршеринга. При этом на данный момент эффективных и готовых к запуску систем для выявления пьяных водителей, не существует», – заключил Кирилл Щитов.