В канун «Дня сотрудников органов дознания МЧС России», о профессии в целом, ее прелестях и сложностях, мы побеседовали со старшим дознавателем, подполковником внутренней службы, Кириллом Кузнецовым. И сегодня мы хотим рассказать Вам его историю!
Все знают, что нужно делать при пожаре: звонить по номеру «01» и звать на помощь пожарных. Но даже после того, как пламя потушено, это не значит, что работа на месте происшествия закончена. Наступает черед дознавателя.
Дознание по пожарам сложнейшее направление в расследовании. Зачастую от улик остается лишь зола да пепел и дознавателю по крупинкам приходится воссоздавать картину происшедшего. Установить был ли умысел в возникновении пожара, причем, сделать это нужно по окалине на металлических деталях или по глубине переугливания древесины. Ведь по сути, дознаватель Государственного пожарного надзора — сыщик. Хотя нам роднее – следователь.
23 января 1928 года Циркуляром №35 НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР, органам Госпожнадзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил. С той поры в подразделениях появилась новая должность – пожарный дознаватель.
Кирилл, желание стать пожарным из детства?
Нет, все получилось, можно сказать, незапланированно. Родился я в Москве, воспитывался в семье, где слова «честь», «долг», «Родина» — не были пустым звуком. Окончил Московский колледж железнодорожного транспорта, меня с детства манила железная дорога, поезда – романтика! И дальнейшую жизнь планировал связать с ней. Окончив колледж, был помощником машиниста поезда дальнего следования, мечтал служить в десантных войсках. Но однажды, отец посоветовал идти в «пожарку».
Как-то так сложилось, что его слова посеяли сомнения и я решил попробовать. А вот влюбился в профессию, только после своего первого выезда на пожар.
Вы его помните?
Конечно! Дело было в начале 2000-ых. Загорелась подстанция на «Беговой». Приезжаю на место. Темень, огонь, дым, для меня ничего не понятно, все куда-то бегут в противогазах. А поскольку я уже был инспектором на Калужско-Рижской линии метрополитена, знал, что в туннеле дымозаполняемость большая, там легко заблудиться, во всех этих ходах-переходах. Поэтому, с особенным волнением ждал, когда ребята закончат работу.
После ликвидации пожара, когда уже была произведена противодымная вентиляция сгоревшего помещения, чтобы можно было дышать без аппаратов защиты органов дыхания, вошел в туннель. Пожарные в саже испачканные, на стенах копоть, следы огня…. Увидел всю эту обстановку и понял, что это точно моя дорога.
А как начался ваш путь дознавателя?
Все началось с аттестации, после которой меня на должность дознавателя и назначили. К тому времени я уже отучился в учебном центре, активно увлекался криминалистикой, законодательством, самостоятельно проводил проверки.
На аттестации эту сторону личности и подметили. Так, по сути и началась новая профессиональная деятельность. Постепенно нарабатывал опыт и навыки по дознанию. Приезжая на пожары выявлял не только источник возгорания, но и административные нарушения, способствующие возникновению и развитию пожара.
На втором году работы, уже когда заступал на дежурство в ИПЛу (испытательно-пожарная лаборатория), работая совместно с районными дознавателями, понял, что необходимо углублять свои знания еще и в области судмедэкспертизы.
Параллельно вел авторскую «колонку» в газете «Метро». Сначала публиковал информационную сводку, затем сезонные правила, позже темы, связанные с развитием пожарной охраны, с ветеранами. Занимался пожарно-прикладным спортом, сам участвовал в соревнованиях и организовывал мероприятия.
Спустя время, перевелся дознавателем в Управление по ЮАО ГУ МЧС России по городу Москве
Не пришло ли разочарование от профессии?
Нет. Как и прежде, считаю, что правильно определил свой путь. Эту профессию можно сравнить с шахматной игрой. Нужно не только думать о своих ходах, но и за соперника.
Много ли у вас на счету уголовных дел?
Не так, чтобы много. Возбудил и расследовал более 15 уголовных дел. 3 довел до суда с обвинительными приговорами.
Обобщая о профессии: как вы считаете, что необходимо знать дознавателю?
В нашей профессии нельзя стоять на месте. Необходимо постоянно развиваться. Дознаватель должен прибыть на место пожара в любое время суток и быть готовым к выполнению различного рода задач. Сегодня собираешь объяснения очевидцев и свидетелей пожара. Завтра работаешь с потерпевшими, которым стараешься максимально помочь. Ведь тем, кто попал в беду, нужна не только консультационная, юридическая, но и психологическая поддержка. А послезавтра работаешь с пироманом, жуликом, пытающимся нажиться на пожаре, ну или иного рода злоумышленником.
Чтобы правильно разгадывать профессиональные загадки, необходимо знание множества наук, начиная с основ теории горения и заканчивая физиогномикой.
Помимо сказанного, дознавателям, чтобы качественно выполнять профессиональные обязанности, необходимо знать и умело использовать юридическую базу: Конституцию Российской Федерации, Правила противопожарного режима, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, другие НПА.
Ну и не могу не сказать о личных качествах, которыми необходимо, на мой взгляд, обладать: ум, ответственность, наблюдательность, несгибаемая сила воли.
Нашу работу никак нельзя назвать мизерной или не важной. Напротив. Она непростая, но очень интересная!