В 2023 году кластер примет первых операторов и диспетчеров экстренных и оперативных служб.
Летом этого года в учебном центре ГО и ЧС Москвы был создан отдел подготовки специалистов экстренных и оперативных служб. В обязанности нового отдела вошла подготовка руководителей и специалистов для Системы 112 Москвы, дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти и органов местного самоуправления города. Ранее диспетчеров обучали на кафедре гражданской обороны. Подготовка проходила по программе профессиональной переподготовки специалистов по приему и обработке экстренных вызовов. С учетом нужд нового отдела активно перерабатываются действующие образовательные программы, создаются новые, модернизируется учебно-материальная база.
«Сейчас слушателям необходимо изучать большое количество материала самостоятельно, — рассказал начальник сформированного отдела по подготовке специалистов экстренных оперативных служб Александр Сергаков. — В Центре проводятся установочные занятия, а остальной материал учебной программы высылается слушателям в электронном формате для самостоятельного освоения. Практическая часть подготовки возложена на Службу 112 и включает стажировку в составе дежурной смены».
Для дальнейшего совершенствования образовательного процесса было решено создать специальную учебную площадку. В соответствии с поручением Мэра Москвы в учреждении идет развертывание резервного центра обработки вызовов Системы 112, на базе которого и сформируют специализированный образовательный кластер для обеспечения профессиональной подготовки и переподготовки операторов Службы 112 и диспетчерского персонала экстренных и оперативных служб. Ежегодно в кластере смогут пройти обучение до 600 специалистов.
Кластер объединит три основных локации: лекционный класс, оснащенный современными компьютерами, кабинет для преподавателей и зал с двадцатью рабочими местами операторов, полностью идентичными тем, на которых специалисты Системы 112 принимают звонки от жителей столицы. Каждое атоматизированное рабочее место оператора укомплектуют основным монитором для заполнения карточек происшествий, дополнительным монитором с геоинформационной системой, гарнитурой для общения с заявителями и другими операторами, IP-телефоном, используемым при неполадках основного вида связи. Планируется, что к рабочим местам в оперативном зале подключат искусственный интеллект, имитирующий условных заявителей. Робот смоделирует ситуации на основе базы обработанных вызовов, благодаря чему на начальном этапе слушатели смогут обучатся приему звонков и построению диалога без участия людей. Когда навык будет получен, обучающихся начнут подключать к прослушиванию реальных вызовов и привлекать к их отработке. Учебный практический зал расположен в шаговой доступности от резервного центра обработки вызовов, поэтому операторы-новички смогут наблюдать за действиями операторов с многолетним опытом без отрыва от занятий. Для удобства обучающихся и сотрудников Системы 112 в едином пространстве оборудуют комнаты отдыха, раздевалки и места для приема пищи.
«По новым стандартам теоретическая и практическая подготовка слушателей будут основаны на общении с преподавателями. На лекциях обучающиеся узнают о работе системы-112, подробно изучат классификацию чрезвычайных ситуаций и событий, занесенных в программу, алгоритм приема карточки происшествия от Службы 112 диспетчером реагирующей службы. Большое внимание в практической части обучения уделят психологической подготовке специалистов и особенностям работы с заявителями разных возрастов и в различных состояниях. Весь процесс обучения пройдет в очном формате и на одной учебной базе. Программа обучения включит более 400 часов», — рассказал Александр Сергаков.
Сегодня экстренные вызовы от жителей Москвы принимает более 300 операторов. Появление учебного кластера и резервного центра даст возможность увеличить количество операторов и снизить нагрузку на специалистов, принимающих экстренные вызовы в Системе 112 Москвы.