Местное самоуправление является одной из ветвей власти, которая представляет собой систему организации населения. Данная система дает возможность населению муниципальных округов на открытом голосовании избирать депутатов, которые могут самостоятельно решать вопросы локального значения, управлять общей собственностью, при этом учитывать интересы самих граждан. Стоит отметить, что местное самоуправление можно назвать одной из базовых, структурных единиц, создающих систему правового государства и гражданского общества.
Местное самоуправление (МСУ) как ветвь власти зародилась в Российском государстве еще в эпоху Петра I. В то время в государстве была учреждена бурмистерская палата в столице и земские избы в городах. Приказ об их учреждении датируется 30 января 1699 г. Стоит отметить, что главным новшеством для того времени стал выборный состав этих органов самоуправления. На первом этапе земские избы выполняли функции изб по сбору доходов и распределению повинностей, которыми облагалось торгово-промышленное сословие.
Для руководства этими органами МСУ избирались избные старосты. Но российское самодержавие не сразу признало первые задатки народовластия, и уже в 1702 г. должность избных старост была упразднена, а все их функции были переданы воеводам и выборным дворянским советам. При этом воевода не мог самостоятельно принимать решения без дворянских советов, это означало, что власти были заинтересованы в концентрации полномочий у одного привилегированного сословия.
Очередное изменение в структуре МСУ пришлось на 1713 год. В этом году часть функций местного самоуправления были переданы коллегии, которая состояла из губернатора и 8 — 12 ландратов (новое должностное лицо). Уже в 1716 году губернии были разделены на более мелкие административные единицы — доли, и ландраты были сделаны главами этих территориальных единиц. За сбор налогов после нововведения стали отвечать теперь земские камериры, комиссары и рентмейстеры.
Но данной системе тоже не суждено было просуществовать долго. Уже в 1719 году губернии стали снова разделяться, на этот раз на провинции, которыми теперь управляли воеводы. Местные администрации находились также под их контролем. В основном они комплектовались за счет земских писарей, надзирателей и других мелких чиновников. При этом деятельность земских изб была полностью упразднена. Как заявляют эксперты, именно эта мера привела городское хозяйство в полный упадок.
Видя масштаб разрушений, который начал проявляться в провинциальных хозяйствах, Петр I решил еще раз изменить линию управления регионами и учредил в провинциальных городах выборные магистраты, а в столице — главный магистрат (1721). Кроме того, первый Император урезал властные полномочия губернаторов и воевод, изъяв из их рук суды.
Те года историки ознаменовали годами противостояния между бюрократическими органами — губернаторами и воеводами, которых поддерживали коллегии, с одной стороны, и земские элементы в уездном и городском управлениях и суде — с другой.
К сожалению, приемники Петра Первого отнеслись к созданию полноценной ветви народовластия с меньшим энтузиазмом и многие меры, благоприятствующие ее становлению, были отменены. В частности, в 1727 году был упразднен выборный суд, и судебная власть перешла губернаторам и воеводам. Кроме того, упразднили также и главный, и городовые магистраты. В ходе данных перестановок губернаторы и воеводы сделались единственными носителями власти. Упадок местного самоуправления продолжался вплоть до прихода на трон Императрицы Екатерины II, при которой реформирование всей системы управления в регионах было перезапущено заново.
Ее реформы мы рассмотрим в следующей части материала.